Правило работы с звуко буквенный разбор
Фонетический разбор слова – как правильно его делать, о чем надо помнить и каких ошибок избегать
Пошаговый план разбора фонетики — это сложный раздел, и в нем куча всяких нюансов. В этой статье я постараюсь дать вам по шагам полный алгоритм этого процесса – чтобы всегда получать пятерки за этот раз! 347 Автор: Алексей Морозов Дата события 15.02.2021 Время чтения 9 минут.
Содержание Его надо поставить правильно.
То есть, не катАлог, а каталОг, не звОнит, а звонИт.
Если вы сомневаетесь в орфоэпических терминах, смотрите словарь. У вас затруднения с произношением? Ну так не бойтесь небеса!
Ни каких дополнительных комментариев и пояснений давать не надо. ) Фонетический слог это НЕ слово для переноса!
В нем легко может быть одна буква.
Как в слове гласных, так и слогов. В одном слове всего по одной букве: а – э — ро — план; видите? При переносном делении вам этого переносить не надо будет ни на что! [ / stextbox ] И без того понятно ведь, зачем нужны эти буквы (почему-то).
Вам надо слоги правильно выделить и всё. Каждую букву надо писать с новой строки.
В любом случае рядом с каждым из этих звуков вы напишете характеристику их звука. Если буква обозначает два или более, то надо оставить место для характеристики обоих звуках!
Это означает два звука, это прямо слышится : «йолка» и гласный «о». Поэтому я напишу букву Е между двух строк. На этих строчках у меня будут звуки согласные «Й», а в конце строки будет ее звук — глухой голосок о () – слога три-четыре; они не обязательно должны включать звуковые элементы.
- Если перед ними есть мягкий или твердый знак: вьюн, въезд.
- Когда с них начинается слово: яблоко, ягода.
- Когда перед ними находится какой-нибудь гласный: сияние, терпение.
Я «й » + а =«агоды», «яблоко» (). Не я, не ты. Это просто – яблоко! — и по сути это одно слово; другие — наоборот: я «айаблоко».
Ё – «й» + «о». Мы не говорим «вёт», «пёт», мы говорим «вьйот», «пьйот».
Е « й» + » э» = E хать (эхаться) и не вьэйехать). Не « сунуть-то – это что? Вьэка — ула, а Ю: Ул [Уг] — глина.
Она тоже может обозначать два звука, но только тогда, когда находится после Ь или Ъ.
Мы никогда не говорим «вороби», мы говорим «воробьйи».
Если буковка обозначает два звука, то от нее нужно провести две линии и написать на отдельных строках каждый звук.
В этом случае от них ставят две черточки к одному звуку. Например, «тьс » всегда сливаются в «ц». Этот вариант называется циклическим: несколько букв слились и они становятся одним долгим согласным.
Теперь надо узнать, гласный он или согласный. Если звук вы произносите и ни на что не указывает – это гласная (согласно определению).
В один миг все гласные можно произнести « на одном дыхании », просто меняя положение губ. Смотрите, смотрите: «аоуыиэ» — это я произнес за одно дыхание!
Если вы поняли, что перед вами гласный или согласный — то не беда. Ударение падает на звук потому, что он ударен и ставит его в слове правильно (а вот если нет безударного) – значит это просто: поставьте слог над словом правильно. Когда звука нет-скажите ему «да»! [ / stextbox ] Признаки этого есть только у гласных; они обозначают отсутствие ударения в словах.
Приблизительно так. А теперь переходим к согласным, у них больше признаков и их разбирать можно по отдельности!
Надо указать, мягкие звуки у вас или твердые. Для этого нужно знать только два варианта:.
- Перед Ь: зять (мягкий «т»), моль (мягкий «л»).
- Перед и, я, ю, ё, е. Возьмем для примера слово «пилюля» (тут все три согласных мягкие), небо (мягкий «н»).
Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые: «ж », «ш» и«ц». И такие мягкие – как правило, это «ч» или “щ’»; они же — «й ”.
Этих три, и этих три. Так и запоминайте.
Еще одна хорошая картинка, сохраните ее себе на телефон и проверьте. У вашего согласного пара по твердости есть мягкость? Если она присутствует — произнесите его еще раз как можно четче!
Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.
То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.
«Этот звук не имеет пары по твердости / мягкости, он твердый или мягкий. Если вы произносите его без голоса – это глухой согласный». [/ stextbox ] Вот так просто смотрите в эти два списка и запомните их: если с голосом — то звонкий либо глухий (в словах). А вот когда делаете шум – все звуки звонкие!
А вот в слове «шастать» все согласные глухие.
А вот и еще хорошая картинка для запоминания : Среди звонких согласных выделяется отдельная группа сонорных.
Произнесите их несколько раз, как вам будет удобно. (Рлмнй ), « рлимня», «рлямя»). Каждый из этих звуков должен называться по-разному: звонкие и сонорные;
Сонорные звуки не имеют пары по звонкости и глухоте. Они всегда произносятся с голосом, но пара у них глухая ( они глухой звук).
Это « х », « ц», « ш». Если вы проанализировали каждый звук — отчеркните его и напишите сколько букв у вас. А теперь посмотрите еще раз в картинку выше: все буквы по звонкости / глухоте написаны друг под другом!
В учебниках русского языка часто встречаются слова, в которых количество звуков меньше. Так что будьте внимательны: на каждой букве есть стрелочки к звукам! [ stextbox id = ‘alert’] Дети очень любят забывать о некоторых важных моментов и забывают их слишком рано (например, « мОлоко – малаково — да?). На гласный «о» указывает звук “э” (в безударном положении) или его отсутствие; мы не говорим ни « хлебать», а « хлИбаться»); мы говорили только про хлебить…
Вот мы говорим не « хлебать », а » хлИбаться» — это дерево, которое можно назвать и так: диривянный раб.
У него на конце звук « б », который произносится как будто бы звонко, но глухим. Мы не говорим раба — мы произносим его «рап».
Не «плод», а «плот», не «раз», а «рас».
Сонорный « р » так и будет означать «пар» или жар», а глухой перед любым звонким. Это когда глухие согласные становятся громкими, если они одновременно слышат любой звук; это называется оглушением ( в корне неверно). [ / stextbox] Например: Р — сонорная буква у слова р – хриплый слог.
- Кадка – [катка].
- Просьба – [проз’ба].
Если у согласного есть пара по твердости и мягкости, то перед «е », «ё», «ю» или «я » он всегда будет мягким.
И мягкость вам надо будет показать апострофом.
Смотрите: «мерили» – [м’ер’ил’и]. Но если у согласного пары по мягкости нет, то он будет твердым.
Тут сразу важный момент, гласный после него тоже будет другой. Смотрите:
- Парашют – [парашут].
- Шире – [шыр’и].
- Вожжи – [вожы]. Над «ж» тут надо еще нарисовать черточку сверху, чтобы показать, что он долгий.
- Жили – [жыли].
Перед мягким знаком происходит то же самое. Согласные, которые могут быть твердыми или твёрдыми так и будут всегда тверды.
Сравните:
- Встань – [фстан’].
- Тень – [т’эн’] – «н» может быть мягким, поэтому он перед мягким знаком и будет мягким.
- Тишь – [т’иш].
- Молчишь – [малч’иш].
Первая рекомендация. Надо очень внимательно произносить каждое слово.
Первая. Надо все разбирать, чтобы понять каждую букву и услышать ее в любой момент времени! ) Когда я пришел учиться во второй семестр (вуз), там весь первый курс мы транскрибировали слова.
Ошибались, конечно, путались, но потом освоились и начали транскрибировать правильно.
Третья. Гуглите. Гуглите все слова, которые вы разбираете.
Проще всего разобрать самому, а потом проверить себя. Школьники любят это делать и не напрягаются — им лень проверять самого себя…
Я хотел бы направить вас на статьи, связанные с фонетикой. Они были написаны в достаточно понятном для большинства из нас языке и давали максимум примеров!
Посмотреть мои подборки с репетиторством…. Очень хорошие программы, которые иногда стоят дороже чем репетиторовство!
Я надеюсь, они вам будут полезны. Кроме платных материалов в этих статьях я даю ссылки на бесплатные электронные пособия по подготовке к экзаменам — это учителя из обычных школ и очень хорошие учебники для подготовки студентов.
По поводу учебников рекомендую вам вот эту книгу : «» — она содержит всю теорию по русскому языку, которую вы должны знать. Я там даже взрослым дядям и тетям советую прочитать ее!
Если им надо подтянуть русский.
Я попытался рассказать вам, как сделать фонетический разбор слова. Для закрепления знания посмотрите вот эти ролики:.
Они от разных авторов, там объясняются правила разбора и приводятся примеры. Первый ролик : Здравствуйте читатели! Была ли эта статья для вас полезна?
Стало ли вам теперь более понятно, как надо делать фонетический, или звуко-буквенный разбор слова?