Меню
Главная - Налоговое право - Сверка с налоговой по налогам и сборам ип усн

Сверка с налоговой по налогам и сборам ип усн

Сверка расчетов с бюджетом: на что обратить внимание


Важная информация 26 августа 2020 г. 12 : 20 Автор статьи Гришина О, П. Эксперт журнала Журнал» No 8 /2020 Отчетность по налогам и сборам должна быть оформлена либо справкой ( о состоянии расчетов по налоговым платежам или об исполнении обязанности платить такие платежей), а также соответствующим актом налоговой инспекции.

Приведем примеры, поясняющие различия между документами налогоплательщика и налогового агента. Налогоплательщику (налоговому Агенту ) не вменяется обязанность проверять состояние расчетов с бюджетом прямо: ни налоговому органу (налогоплательщикам), а налоговой инспекции — нет; как следствие — никакой обязанности по проверке состояния расчета доходов у них нет!

В данном случае речь идет о нормах НК РФ, которые определяют обязанность налоговых инспекторов представить налоговому органу справку об исполнении обязанности по уплате налога ( справка об исполнении обязанностей в бюджете ). Между тем отправной точкой для исполнения этих функций является запрос или заявление самого налогоплательщика. Это следует из положений ст.146 НК России и положения пункта 1 статьи 107 кодекса «О применении налогового законодательства».

По закону, последний ( но никак не обязан!) может обратиться в налоговую инспекцию с таким запросом или заявлением.

Данное право налогоплательщика закреплено в НК РФ.

В том, что касается справок ( о состоянии расчетов и об исполнении обязанности ), заинтересованы обе стороны налоговых правоотношений. По крайней мере перед составлением отчетности по итогам года они должны проверять состояние своих расчетам в соответствии со сведениями из сведений налоговиков или инспектора – это поможет избежать возможных неприятностей при взыскании налоговой задолженности у учреждения; также можно использовать для этого ежедневную проверку состояния расчётных операций между налогоплательщика и контролерами: например, если учреждение не будет своевременно получать справки от них ( которые нужны всем).

  • Реорганизация. Согласно ГК РФ в передаточном акте или разделительном балансе должны содержаться достоверные сведения о налоговых обязательствах.
  • Необходимость для внутреннего использования.
  • Смена налоговой инспекции.
  • Получение лицензий, кредитов (претенденты на получение лицензии или кредита, как правило, должны представить информацию о состоянии расчетов с бюджетом).

Налоговики инициируют справочную сверку расчетных документов в случаях, предусмотренных абз. 134-ФЗ.

3 п. 7 ст 45 НК РФ ( например, в случае обнаружения возможной переплаты по налогам ), или иных случаях предусмотренных налоговым законодательством.

3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщикам сборов и страховых взносов на обязательное страхование в ФНС РФ от 09.09 2005 No Как уже говорилось ранее НК Российской Федерации упоминаются два вида справки:.

  1. справка о состоянии расчетов по налоговым платежам;
  2. справка об исполнении обязанности по уплате налогов.

В настоящее время форма первой справки утверждена Приказом ФНС РФ от 28. 12 2016 No ММВ-7 — 17 / 722, а второй приказами налоговых органов не принята (в настоящий момент этот регламент утратил силу). Полагаем, что учреждение вправе использовать рекомендованную налоговиками форму запросов или разработать свою: например взять за основу ту форму документа, которую утвердили в Приложении 8 к приказу Минфина России от 02.07.2012 N99н( ныне он устарел) и изложить ее на бумаге с указанием содержания формы ответа по форме 9 — 10 – нижеприведенной инструкции.

Административным регламентом (действующим с 05.05 2020 ) определена следующая процедура выдачи налоговых деклараций налоговым органом.

Справка о состоянии расчетов по налогам и уплате налогов Вид справки Запрос может быть представлен : В виде заявки на предоставление выписки.

  1. в письменной форме (п. 79, 113);
  2. в электронной форме (п. 96, 129)

Способы подачи запросов Письменный запрос может быть представлен:

  1. по каналам ТКС (п.

    98, 131)

  2. непосредственно или по почте (п. 81, 115);

* Со дня поступления запроса в течение 5 рабочих дней ( п. 80, 97) до 10 рабочих дней (10 часов по местному времени).

* Указанным в запросе способом непосредственно или по почте ( п. [ stextbox id =’info ‘]82, 116 ) и/или по каналам ТКС (п.114), 131 ). Если она не указана – на дату регистрации заявления в инспекции. Дата выдачи справки На эту же дата, если ее нету — то после даты подачи такого документа налоговым органом для проведения налогового контроля за деятельностью учреждения: 14 дней со дня поступления письма из ИФНС. 126 » Справка о состоянии расчетов должна быть передана учреждению до 5 рабочих дней с момента получения им данного поручения от налоговой службы; далее — 10 календарных суток с даты направления туда отчетной документации.

Налогоплательщикам следует получить справку в письменной форме ( п. 82, 116). Если ответ получен не был и по почте на запрос направлена копия документа для получения справки о доходах или об имуществе, то она направляется налоговому органу почтовое отправление (п.114), который находится у его адресата;

18, 21 Административного регламента (п. 83, 101, 126, 138 данного документа).

В частности, отсутствие идентифицирующих сведений об учреждении направившем запрос или не имеющего полномочий по подобным действиям. налогоплательщик может обратиться с письменным уведомлением (уведомление) в налоговый орган о невозможности предоставления государственной услуги; если же у лица нет необходимых для этого знаний либо оснований отказать ему в предоставлении услуг( п.139 Административного регламента).

При формировании справки об исполнении обязанности по уплате налогов запись

Налогоплательщик не имеет обязанности по уплате налогов, сборов и пеней в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборам.

В ней указывается отсутствие по данным ИФНС недоимки, задолженности за нарушение налогового законодательства ( п. 118 Административного регламента ) в размере: — пени; штрафов и процентов – сумма не превышает сумму причитающихся ей сумм!

  1. которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ;
  2. на которые предоставлены отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит в соответствии с налоговым законодательством;
  3. по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной.

Справка, содержащая недоимку или задолженность по налогам и сборам за какую-либо из налоговых служб на дату составления справок о суммах в бюджете (п. [ stextbox id =’warning]) 119 АПК является двусторонним документом: « Имеет неисполненную обязанность уплаты налогов, сборов, пеней, штрафа, процентов» ( п. 1.5 Приказ ФНС РФ от 16.12.2016 No ММВ-7-17 / 685); электронный формат документа утвержден приказом ФНС России от 04.10.2010 г. N Режим проведения сверки расчетов по налогу определен Регламентами и временным порядком.

В настоящее время форма акта утверждена Приказом ФНС РФ от 16. 12 2016 No ММВ — 7 — 17 / 685, электронная формат документа установлен приказами налоговых органов и налогоплательщика (в том числе по каналам ТКС). А порядок передачи в электронном виде акту сверки расчетов с налоговыми органами определен Регламентом и временным порядком: «Законодательство требует 10 рабочих дней».

При выявлении расхождений не более 15 рабочих дней. В установленных сроках учитываются дни на доставку актов сверки по почте ( п. 89).

Налогоплательщика ( учреждение ) могут быть инициатором сверки расчетов в равной степени как наниматель, так и контролер. 3. 2. 2 Регламента, п.1 Временного порядка). Если проверку осуществляет налоговый орган или его представитель – то акт он готовит по своему усмотрению; если проверка осуществляется инспекции — отправляет для согласования ей же.

Акт сверки подписывается для устранения расхождений в расчетах между налогоплательщиком и налоговой службой ( см. Постановление АС МО от 14 марта 2022 No Ф05 — 1914 / 2018 по делуNo 45928/2018).

Если сверку осуществляет налогоплательщик, то он подает в инспекцию заявление по собственному желанию ( п. 3. 4.1 Регламента), которое должно быть отправлено ему лично или отправление его через почту (п.4. 1 Приказов ФНС). Отчет об уплате налогов должен поступить к ней на рассмотрение до 5 рабочих дней с момента получения заявления о результатах расчетах за месяц – 30 числа следующего месяца (п. 18 Временного порядка).

Налогоплательщика при сверке расчетов по налогам ( не зависящие от того, кто именно инициировал проведение сверка ) ожидают два варианта развития событий. [ / stextbox] По результатам сравнения данных из акта проверки налоговым органом возможны две версии происходящего: либо одно следствие подтверждается другим путем;

  • Выявлены расхождения в сведениях. В этом случае вначале устанавливаются причины расхождений. Они могут быть обусловлены рядом причин, например:
  • Расхождения в сведениях не выявлены. В этом случае акт сверки подписывается обеими сторонами. Один экземпляр акта будет находиться у налогоплательщика, другой – в налоговом органе (п. 3.4.5 Регламента).
  1. ошибками, допущенными при заполнении платежных поручений. Большая часть таких ошибок исправляется путем подачи в инспекцию заявления об уточнении платежа (абз.
    2 НК РФ). Если в платежных документах были неправильно указаны счет Федерального казначейства или наименование банка получателя, налог придется уплатить заново ( НК РФ).

  2. ошибками или неточностями, допущенными налогоплательщиком при отражении в учете начисления и уплаты налогов (пеней, штрафов).

    Подобные расхождения устраняются внесением корректировок в учет налогоплательщика;

После устранения выявленных расхождений акт сверки подписывается сторонами ( п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 21 июля 2006 No 25 ). Если в этом случае не удалось устранить ошибки, то это будет означать согласие налогоплательщика с отраженной в документе недоимкой по налогам (п 24 Приказа ФНС России от 13 мая 2013 г) и что расчеты должны быть проведены правильно – см. пункт 20 Методических рекомендаций Минфину Российской Федерации N От 13.07.2013 No Но последний вариант имеет одну характерную особенность: Запрос ( заявление) учреждение может направить электронным способом через каналы ТКС — формат указанного приложения 2 к методическим рекомендациями ( приказ НКРФ о 12-й годовщине налоговой реформы);

В этом случае заявление ( запрос ) можно направить по каналам ТКС в электронном виде, утвержденном Приказом ФНС РФ от 13. 06 2013 No И последний вариант имеет одну существенную для налогоплательщика неприятность: он не позволяет ему получить ответ из налоговой инспекции или акт сверки с налоговым органом и отправит его через канал связи только после дня составления этого акта. Это уже совсем другая ситуация — при таком способе подачи заявления ( Заявление о проведении сверок ), полученный от налоговых органов, будет направлен тоже по каналам TEX( п. 1.3.7 Методических рекомендаций, Письмо ФСС России от 30.10.2015 г.).

В этом случае акт должен быть представлен плательщику только для информирования о состоянии его расчетов в электронном виде ( п. 76 НК РФ). Он не возвращается налоговому органу при проведении совместной сверки по налогам, сборам и страховым взносам без заполнения соответствующих графы « Данные налогоплательщика» или расхождения с налоговой базой(п. 15 ст.

Для проведения сверки расчетов по налогам в электронном виде ( 2. 22 Методических рекомендаций ) необходимо снова подать заявление на бланке заявления о проведении сверки. Также для устранения расхождений следует повторно обратиться за помощью к налоговому инспектору, но уже через электронную почту и прикрепить его подписью…

Однако подобное мероприятие позволяет выявить и устранить расхождения в представлении о состоянии расчетов с бюджетом, которые имеются у налогоплательщика — учреждения.

Ведь вернуть или зачесть переплату учреждение вправе только в течение трех лет ( со дня уплаты налога, когда оно должно было узнать о факте излишнего взыскания ). После истечения срока давности все становится намного сложнее.

А в НК РФ есть трехлетний срок для взыскания налоговой недоимки ( см., например Постановление от 18 августа 2017 No Ф06 — 23272 / 2016 по делу «А55-18504» ). Справка или акт сверок не являются безусловным основанием возврата суммы налога к уплате налогоплательщикам — они могут быть признаны обязательными при принятии налоговых платежей и их уплате за счет собственных средств (см. постановление ВС ПО о применении ККТ против физлиц).

Названные документы не доказывают факт и момент возникновения переплаты, но указывают на ее наличие. Для возврата излишне уплаченного налога необходимы убедительные доказательства того момента внесения ( взыскания) налогов.

В арбитражной практике имеются примеры того, что переплата по налогу должна быть подтверждено следующими документами ( см. например: Определение Верховного суда РФ от 28 июля 2016 No 305 — КГ16-8620 о взыскании суммы налога на прибыль с А40 – 135619 / 2015 ).

  1. платежные документы, инкассовые поручения, подтверждающие перечисление со счета налогоплательщика денежных средств в бюджет.
  2. ;
  3. решение о начислении налогов, пени, штрафа;

Если же налогоплательщик не представит подтверждающие документы, то ему откажут в возврате ( зачету переплаты).